К Уполномоченному по правам человека в Курской области Владимиру Фирсову обратилась жительница города Курска Беликова Е.Ю. по вопросу бездействия управляющей организации, а именно невыполнения работ по оборудованию пандусом подъезда в многоквартирном доме, где она проживает.
Как следует из обращения, женщина воспитывает ребенка-инвалида. В ноябре 2019 года ею было написано заявление в ООО «Управляющая компания Курска» с просьбой установить пандус, однако до настоящего времени никаких мер по обеспечению доступности подъезда принято не было. Кроме того, со слов Беликовой Е.Ю., в 1-м подъезде проживает еще один инвалид-колясочник, который несколько лет вообще не может выйти на улицу.
Омбудсменом был направлен запрос в ООО «Управляющая компания Курска» с просьбой сообщить о сроках проведения работ по установке пандуса, а также о причинах и условиях, способствовавших длительному нарушению прав инвалидов.
Из ответа УК следует, что было проведено комиссионное обследование и разработан локальный сметный расчет, согласно которому стоимость строительных работ по установке пандуса составила 40 126 рублей, однако заявитель категорически отказалась от согласования предусмотренных сметой работ, ссылаясь на их несоответствие ГОСТу. Потом подрядной организацией был составлен другой сметный расчет, предусматривающий капитальный ремонт входа в подъезд с устройством пандуса, стоимость работ составила уже 344 797 рублей.
Как указали в ООО «Управляющая компания Курска», «работы, которые просит провести собственник Беликова Е.Ю., являются дорогостоящими работами капитального характера, учитывая, что на лицевом счете дома по статье «ремонт и содержание общедомового имущества» остаток денежных средств составляет 13120 рублей. Кроме того, собственники указанного многоквартирного дома категорически против выполнения указанного вида работ, поскольку техническое состояние дома требует выполнения других неотложных видов работ, связанных как с капитальным ремонтом фасада, так и кровли, которая находится в аварийном состоянии».
По мнению Уполномоченного, в таком случае вопросы должны возникать не к управляющей компании, а к Администрации города Курска, которая по закону обязана обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Омбудсменом подготовлено ходатайство главе города Курска о принятии мер.
_________________________________________________________________________
Нужно сказать, что проблема доступности жилых помещений для инвалидов стоит довольно остро, и Уполномоченный ранее неоднократно обозначал ее перед органами власти.
Согласно п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ обязанность по обеспечению инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах жилищным законодательством прямо возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
При этом в соответствии с п. 4.1 ст. 36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
Тем не менее проведенный в 2019 году аппаратом Уполномоченного по правам человека в Курской области мониторинг обеспечения органами государственной и муниципальной власти условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах показал, что в большинстве муниципальных образований региона обследование жилья инвалидов вообще не проводилось. Более того, во многих случаях органы власти не владеют информацией о количестве проживающих на их территории инвалидов по слуху, зрению, инвалидов, использующих кресло-коляску, которые наиболее остро нуждаются в приспособлении для них жилых помещений и мест общего пользования в многоквартирных домах. Результаты мониторинга подробно отражены в специальном докладе омбудсмена «О состоянии доступной среды для инвалидов в Курской области».