В своем письме Уполномоченный по правам человека попросил заместителя Губернатора Курской области А.В. Белостоцкого, который является председателем Совета по делам ветеранов и инвалидов при Губернаторе Курской области, обсудить на ближайшем или на внеочередном заседании Совета сложившуюся ситуацию по обеспечению органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для беспрепятственного доступа инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах и подготовить Губернатору Курской области конкретные предложения по реализации на территории региона государственной политики в этом направлении. Письмо Уполномоченный также направил другим членам Совета по делам ветеранов и инвалидов.
По мнению Владимира Фирсова проблема очень серьезная. В настоящее время на рассмотрении у омбудсмена находятся три заявления, связанные с ненадлежащим обеспечением органами власти условий доступности для инвалидов-колясочников жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 (далее – Правила №649).
В 2019 году при подготовке спецдоклада о состоянии доступной среды для инвалидов в Курской области Уполномоченным был проведен мониторинг обеспечения органами государственной и муниципальной власти условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах.
Полученные результаты были весьма плачевны:
— обследования жилых помещений, в которых проживают инвалиды, и общего имущества либо не проводились вовсе, либо имели единичный характер по заявлениям инвалидов, тогда как законодательство предусматривает плановое обследование;
— органы власти не владеют информацией о количестве проживающих на их территории инвалидов по слуху, зрению, а также инвалидов, использующих кресло-коляску, которые наиболее остро нуждаются в приспособлении для них жилых помещений и мест общего пользования в многоквартирных домах;
— в состав комиссий при обследовании жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в нарушение требований законодательства не включаются представители общественных объединений инвалидов;
— в целях обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений на территории области установлено только 3 пандуса (Курчатовский, Пристенский и Хомутовский районы) и 1 ступенькоход (г. Рыльск);
— в отношении 8 жилых помещений, расположенных в Курчатовском, Фатежском районах, городе Курске и городе Курчатове вынесены заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида.
По мнению Владимира Фирсова поступающие в его адрес жалобы от инвалидов-колясочников говорят о том, что, к большому сожалению, ситуация в лучшую сторону не меняется.
Например, в прошлом году мать ребенка-инвалида добилась обеспечения доступной среды в многоквартирном доме № 67/2 по улице Карла Маркса города Курска только после того, как проблема была озвучена на планерке у Губернатора Курской области и получила общественный резонанс. До этого вопрос не решался в течение года, несмотря на то, что женщина обращалась в управляющую компанию и органы власти. Тем не менее, работы по приспособлению общего имущества были осуществлены не за счет муниципального бюджета, как это предусмотрено Правилами №649.
На территории региона уже спустя более четырех лет с момента действия Правил №649 нет ни государственной программы, ни муниципальных программ по финансированию мероприятий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах, что является препятствием для осуществления прав инвалидов на жилище.
Однако в ответ на обращение Уполномоченного по правам человека Администрации Курской области сообщила (письмо от 25.03.2021 года №08-02/457), что изменения в государственные программы Курской области в части включения в них мероприятий, направленных на реализацию Постановления Правительства РФ от 09.07.2016г. №649, будут внесены в случае обращения инвалидов в региональную комиссию.
Данный ответ убедительно говорит о том, что до настоящего времени, то есть спустя два года после представления омбудсменом специального доклада, органы исполнительной власти Курской области так и не осуществили выборку жилых помещений инвалидов, которые наиболее остро нуждаются в приспособлении для них жилых помещений и мест общего пользования в многоквартирных домах.
При этом нормы Правил №649 не содержат требования об исключительно заявительном характере проведения комиссиями обследований.
Пункт 5 Правил № 649 определенно указывает на то, что обследование проводится не в соответствии с заявлением, а в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Можно привести еще ряд примеров о нарушения прав инвалидов-колясочников на приспособление жилого помещения и общего имущества в многоквартирных домах.
Так, в случае инвалида-колясочника Д., проживающей на втором этаже многоквартирного дома по улице Звездной города Курска, муниципальной комиссией было вынесено заключение о возможности приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, где она проживает.
Однако в нарушение законодательства в расчет потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции муниципальной комиссией была заложена стоимость подъемника для инвалидных колясок по этажам «БАРС УПГ-130», который ни к реконструкции, ни к переоборудованию, ни капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме никакого отношения не имеет. Данный подъемник является техническим средством реабилитации. Кроме того, использование инвалидом данного подъемника без посторонней помощи является невозможным.
25.02.2021 года Ленинский районный суд города Курска удовлетворил исковые требования Уполномоченного и признал указанное заключение муниципальной комиссии незаконным.
Еще одна ситуация, связана с нарушением органами власти прав инвалида-колясочника Т., проживающей на пятом этаже бывшего общежития по 2-му Малиновому переулку города Курска. В доме отсутствует лифтовое оборудование, а общий санитарный узел находится на этаже. Женщина является одинокой, ей даже некому помочь добраться до туалета. Инвалидная коляска в дверной проем не проходит, поэтому женщина вынуждена тянуть себя в уборную на ходунках.
Согласно ответу администрации города Курска от 10.04.2020 года №476/01-03 на указанную дату готовился акт обследования жилого помещения заявителя и общего имущества в многоквартирном доме на его соответствие требованиям Правил №649. Но до настоящего времени у заявителя нет ни указанного акта, ни решения об экономической целесообразности реконструкции, ни соответствующего заключения муниципальной комиссии. По запросу омбудсмена заключение также предоставлено не было.
Подобного рода действия (бездействия) региональных и местных органов власти трудно назвать надлежащими мерами по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
В своих обращениях в Администрацию Курской области Уполномоченный неоднократно обращал внимание на критичность сложившейся ситуации, а также в качестве альтернативы проведения дорогостоящей реконструкции общего имущества в многоквартирных домах старой застройки, изначально не приспособленных для проживания инвалидов-колясочников, предлагал создать специализированный жилищный фонд для данной категории инвалидов.
К большому сожалению, конкретных мер в целях реализации прав инвалидов-колясочников на обеспечение условий доступности жилья и общего имущества в многоквартирных домах принято не было. Также до настоящего времени не осуществлено профессиональной экономической оценки целесообразности (нецелесообразности) реализации предложения по созданию специализированного жилищного фонда.