В 2018 году многодетной семье Ж. был предоставлен в собственность земельный участок в городе Курске (пос. Семейный) для индивидуального жилищного строительства.
На момент предоставления указанный участок не был обеспечен объектами инженерной и дорожной инфраструктуры: отсутствовали сети газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электричество, дорожное покрытие. В связи с этим в 2019 году прокуратурой города Курска в адрес Главы города Курска было внесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего предоставление земельных участков многодетным семьям. Однако Администрацией города не были приняты меры к устранению данных нарушений, как не были определены и планируемые даты оборудования участка инженерными коммуникациями и строительства дороги, что стало поводом для обращения прокурора в 2021 году в суд с исковым заявлением в защиту интересов несовершеннолетних членов многодетной семьи.
8 июня 2021 года Ленинский суд города Курска удовлетворил исковые требования городской прокуратуры и обязал Администрацию города Курска обеспечить объектами инфраструктуры земельный участок многодетной семьи.
В связи с длительным неисполнением решения суда Администрация города Курска была привлечена к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ.
Определением Ленинского районного суда города Курска от 7 апреля 2023 года Администрации города Курска была предоставлена отсрочка исполнения решения до 12 декабря 2023 года.
После указанного срока гражданка обратилась в городскую администрацию с заявлением об обеспечении своего участка водоснабжением, однако никаких мер принято не было.
Фактически решение суда не исполнялось органом местного самоуправления на протяжении почти 3 лет. За этот период Администрация города Курска неоднократно привлекалась к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ, платила немалые штрафы и бесконечно откладывала исполнение судебного решения.
В феврале 2024 года многодетная мать Ж. обратилась за помощью к Уполномоченному по правам человека в Курской области. В ответ на запрос Уполномоченного из Администрации города Курска поступила информация о том, что проектирование и строительство сети водопровода запланировано уже на 2026 год. Омбудсмен пришел к выводу, что исполнение решения суда об обеспечении участка многодетной семьи объектами инженерной инфраструктуры затягивается на неопределенный срок.
В интересах многодетной семьи Уполномоченный по правам человека неоднократно обращался в прокуратуру Курской области с ходатайствами о принятии мер прокурорского реагирования, в СОСП по Курской области ГМУ ФССП России – о привлечении должностных лиц органа местного самоуправления к уголовной ответственности по ч.2. ст. 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.
В апреле 2024 года из прокуратуры Уполномоченного проинформировали, что до выполнения работ по водоснабжению поселка Администрации города Курска предложено организовать бурение скважины на земельном участке многодетной семьи. Однако по истечение месяца вопрос так и не был решен.
После повторного обращения Уполномоченного по материалам проверки прокуратуры города Курска следователем СУ СК России по Курской области 06.06.2024 года было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ по факту ненадлежащего исполнения должностными лицами Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска своих должностных обязанностей в период с 2022 – 2024 гг., в результате чего в собственность многодетным семьям не предоставлялись земельные участки, обеспеченные инфраструктурой.
Кроме того, прокуратура взяла под контроль вопрос организации водоснабжения на земельном участке заявителя.
Наконец, в конце июля 2024 года многодетная мать сообщила Уполномоченному, что на земельном участке, принадлежащем ее семье, органом местного самоуправления организовано водоснабжение путем бурения индивидуальной скважины.
По мнению Уполномоченного, несмотря на то, что 2024 год в России объявлен Годом семьи и Президентом РФ обозначен курс на улучшение социально-экономического положения многодетных семей, а также совершенствование механизмов демографической политики, вопросы предоставления многодетным семьям земельных участков, обеспеченных необходимой инфраструктурой, по-прежнему одни из самых проблемных. Отсутствие на выдаваемых земельных наделах водо– и газоснабжения, дорог и иной инфраструктуры не способствует индивидуальному жилищному строительству многодетных семей, а, следовательно, теряется смысл этой меры социальной поддержки.
________________________________________________________________
Уже в августе в адрес регионального омбудсмена поступило еще одно обращение по данной тематике от многодетной семьи Н.
В 2021 году гражданам для индивидуального жилищного строительства тоже был выдан земельный участок в поселке Семейный без необходимой инженерной инфраструктуры. Решение суда об обеспечении земельного участка многодетной семьи объектами инфраструктуры Администрацией города Курска не исполняется.
Таким образом, защищать права многодетных граждан Уполномоченному пока приходиться что называется в ручном режиме, работая по каждому случаю индивидуально.