Ежегодно к Уполномоченному по правам человека в Курской области поступает около тысячи обращений от жителей региона, в которых затрагиваются самые разнообразные вопросы. При этом нередко граждане обращаются за защитой к омбудсмену, пройдя уже множество инстанций и не получив поддержки. Подобные жалобы (если они обоснованы), как правило, не получается разрешить оперативно в силу целого ряда объективных и субъективных причин. Поэтому иногда на то, чтобы добиться торжества закона и справедливости у Уполномоченного по правам человека уходят годы работы.
Ярким примером здесь может служить и жалоба жительницы улицы Олимпийская города Курска по вопросу неправомерного использования части реки Тускарь, работа по которой систематически велась Уполномоченным в течение трех лет. Только в апреле 2022 года судом было принято решение, позволяющее остановить нарушение прав граждан и природоохранного законодательства.
Еще в апреле 2019 года к омбудсмену Владимиру Фирсову обратилась жительница улицы Олимпийская города Курска Ш., которая указала, что собственник одного из домовладений по указанной улице на прилегающем к его земельному участку берегу реки Тускарь оборудовал собственную зону отдыха с деревянным причалом. Здесь в летнее время года хозяин дома устраивал шумные пикники, что мешало отдыху остальных жителей улицы.
Владимир Фирсов тогда лично выехал на место, чтобы осмотреть оборудованный на реке причал. Увиденное превзошло все ожидания. Участок берега оказался аккуратно вымощен плиткой, сразу от него к воде вела каменная лестница, к которой примыкал деревянный пирс.
По ходатайству Уполномоченного департамент экологической безопасности и природопользования Курской области провел проверку и возбудил дело об административном правонарушении. В ходе расследования было установлено, что, в нарушение природоохранного законодательства, использование части реки осуществлялось без договора водопользования.
Виновный гражданин был привлечен к административной ответственности по статье 7.6 КоАП РФ, также ему выдали представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым он должен был либо демонтировать объект, либо заключить договор водопользования. Указанных мер гражданин не принял, не прекратились и случаи нарушения общественного порядка.
Принимая во внимание отсутствие у собственника причала разрешения на его строительство и прав на земельный участок под ним, Уполномоченный просил органы власти в судебном порядке признать сооружение на берегу реки Тускарь самовольной постройкой и обязать собственника снести ее, а в случае неисполнения им данной обязанности – обеспечить снос с последующим отнесением расходов на владельца объекта.
Рассмотрение вопроса затянулось. В течение 2020 года Администрация ЦАО города Курска несколько раз обращалась в суд с иском об обязании собственника снести причал, однако вначале дело было рассмотрено с нарушением правил подсудности, что послужило причиной для отмены решения, а впоследствии выяснилось, что администрация округа является ненадлежащим истцом.
В дальнейшем орган местного самоуправления и Уполномоченный ходатайствовали перед прокуратурой о подаче в суд искового заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ.
В 2021 году прокуратурой ЦАО города Курска был подан иск в защиту неопределенного круга лиц к собственнику объекта (причала) и Администрации города Курска об устранении нарушений законодательства.
Суд удовлетворил требования в полном объеме, возложив на гражданина обязанности по демонтажу каменной лестницы-спуска, а на Администрацию города Курска – обязанности по демонтажу деревянного пирса на реке Тускарь. Орган местного самоуправления с этим решением не согласился и обжаловал его. 7 апреля 2022 года апелляционная жалоба была рассмотрена Курским областным судом, однако в ее удовлетворении было отказано.