Уполномоченный
по правам человека в Курской области
Фирсов Владимир Владимирович
  1. Главная
  2. »
  3. Новости
  4. »
  5. Прокуратура поддержала инициативу Уполномоченного по совершенствованию регионального законодательства о мерах социальной поддержки

Прокуратура поддержала инициативу Уполномоченного по совершенствованию регионального законодательства о мерах социальной поддержки

При рассмотрении обращений Уполномоченным нередко выявляются проблемы соблюдения прав граждан, связанные с несовершенством действующего законодательства о мерах социальной поддержки, а именно с нарушением законодателем при установлении мер социальной поддержки конституционного принципа равенства прав человека и гражданина, принципа социальной справедливости. Было такое обращение и в 2022 году.

На личном приеме к Уполномоченному по правам человека в Курской области Владимиру Фирсову обратилась жительница Хомутовского района П.

Женщина 46 лет работала библиотекарем в колледже в сельской местности и получала ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, однако при выходе на пенсию приказом директора колледжа П. было отказано в предоставлении ежемесячной выплаты.

Изучив документы и нормативную базу, Уполномоченный по правам человека пришел к выводу, что в данном случае имеет место несовершенство законодательства Курской области. Региональный законодатель разделил всех специалистов, работающих в расположенных в сельской местности областных государственных и муниципальных организациях на две категории: сохраняющих при выходе на пенсию право на ежемесячную денежную выплату, связанную с компенсацией расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, и данное право не сохраняющих.

В сфере образования, согласно действующему законодательству Курской области, право на предоставление ежемесячной денежной выплаты сохраняется за вышедшими на пенсию педагогическими и медицинскими работниками областных государственных и муниципальных образовательных организаций,  которые проработали в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, продолжают там проживать и которые до дня выхода на пенсию пользовались указанными мерами социальной поддержки. Библиотечных работников образовательных организаций в данный перечень почему-то не включили.

В то же время мера социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной денежной выплаты при выходе на пенсию предусмотрена для всех работников областных государственных и муниципальных учреждений культуры,  в том числе для сельских библиотечных работников, работников сельских клубов и сельских музеев,  а также для специалистов в области ветеринарии областных государственных организаций ветеринарии, врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием областных государственных организаций здравоохранения, которые проработали в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет и до дня выхода на пенсию являлись получателями денежной компенсации.

Таким образом, сегодня региональная мера социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, не предоставляется вышедшим на пенсию библиотечным работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, а также социальным, медицинским, педагогическим и библиотечным работникам областных государственных организаций социального обслуживания.

Уполномоченный полностью согласен с тем, что установление региональных мер социальной поддержки является правом, а не обязанностью субъекта РФ, тем не менее Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание в своих постановлениях, что «наделение законодателя субъекта Российской Федерации полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения. Напротив, он должен, предпринимая все усилия к их сохранению, находить баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, а если, с учетом состояния бюджета субъекта Российской Федерации, это оказывается объективно невозможным, – по крайней мере, максимально смягчить негативные последствия для лиц, имевших основанные на законодательном регулировании ожидания и рассчитывавших на получение соответствующих мер социальной поддержки».

В целях совершенствования правовых норм и обеспечения дополнительных гарантий прав граждан Владимир Фирсов направил в Курскую областную Думу и Администрацию региона обращения с предложением внести законопроект, предусматривающий сохранение права на ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за  вышедшими на пенсию  библиотечными работниками областных государственных и муниципальных образовательных организаций, а также за социальными, медицинскими, педагогическими и библиотечными работниками областных государственных организаций социального обслуживания. Однако органы власти сослались на невозможность расширения круга получателей указанных мер социальной поддержки, так как это повлечет увеличение расходов бюджета.  Омбудсмен был вынужден обратиться в прокуратуру Курской области.

Согласно поступившей информации, по результатам анализа судебной и правоприменительной практики прокурором Курской области был подготовлен  и внесен в Курскую областную Думу проект закона Курской области « О внесении изменений в часть 1.1 статьи 11 Закона Курской области «Об образовании в Курской области», которым предусмотрено предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, связанной с компенсацией расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения вышедшим на пенсию библиотечным работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций.