Сегодня плата коммунальные услуги составляет значительную часть доходов российских граждан. Ни для кого не секрет, что в погоне за прибылью сбытовые компании идут на любые уловки лишь выставит счет побольше. Иногда от условно-законных методов коммунальные дельцы переходят в откровенному самоуправству.
На личном приеме в Курчатовском районе к Уполномоченному по правам человека обратились двое жителей деревни Дружная, которые пожаловались на сотрудников Курчатовского отделения ООО «Газпром межрегионгаз Курск», проводивших проверку технического состояния газовых счетчиков в их домах.
Как указали заявители, работоспособность счетчиков газовщики проверяли, что называется на глаз, включая малую конфорку на газовой плите. Проведя нехитрую проверку, сотрудники организации сообщили собственникам, что прибор учета работает некорректно и требует замены. Гражданам незамедлительно был сделан перерасчет за полгода в соответствии с нормативами потребления газа и выставлена внушительная задолженность по оплате услуги.
Уполномоченный проанализировал нормативную базу по данному вопросу и пришел к выводу о неправомерности действий сотрудников отделения ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в Курчатовском районе.
Вот, что говорит по этому поводу закон. Утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации, которое Постановлением от 21.07.2008 N 549 утвердило Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее — Правила поставки газа).
Согласно п. 23 данных Правил поставщик газа вправе осуществлять при наличии приборов учета газа определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления только в случаях, указанных в пунктах 28, 30 и 31 настоящих Правил, в том числе, и в случае повреждения целостности любой из пломб или возникновения неисправности прибора учета газа. В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
При этом указанным нормативным правовым актом утвержден единственный способ определения и подтверждения соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям – это осуществление органами государственной метрологической службы, либо другими уполномоченными на то органами, организациями поверки приборов учета.
Иных способов определения неисправности газовых счетчиков Правилами поставки газа не предусмотрено.
Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об обеспечении единства измерений», проверка состояния средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям относится к обязанностям должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный метрологический надзор.
Отсюда следует, что поставщик газа вправе только зафиксировать признаки некорректной работы прибора учета. А установить факт его исправности или неисправности могут лишь органы государственной метрологической службы.
Таким образом, при отсутствии акта поверки указанных органов о непригодности к применению средства измерения правовые основания для перерасчета населению платы за газ по нормативу у сбытовой компании отсутствовали.
В интересах заявителей Уполномоченный обратился в прокуратуру с ходатайством о проведении проверки по факту превышения ООО «Газпром межрегионгаз Курск» предоставленных законодателем полномочий и извлечении необоснованной прибыли.
С учетом того, что компания является естественным монополистом в сфере газоснабжения региона, Владимир Фирсов также направил соответствующее обращение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области.