В конце 2019 года к Уполномоченному поступила жалоба фельдшера скорой медицинской помощи И. по поводу нарушения его прав на участие в программе «Земский фельдшер».
Как следует из заявления медработника, комитетом здравоохранения Курской области ему было отказано в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в рамках государственной программы «Земский фельдшер». В качестве причины комитет указал, что трудовой договор гражданина с ОБУЗ «Курчатовская ЦРБ» о приеме в отделение скорой медицинской помощи на должность фельдшера был заключен 02.02.2019, а перечень вакантных должностей на 2019 финансовый год, при замещении которых осуществляются единовременные выплаты (Программный реестр должностей), утвержден приказом комитета позднее, а точнее 29.03.2019 года.
Изучив документы, представленные заявителем, и проанализировав действующее законодательство, Уполномоченный пришел к выводу, что право гражданина нарушено.
Согласно пункту 2 Постановления Администрация Курской области от 31 января 2018 года № 61-па «О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Курской области», единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной комитету здравоохранения Курской области, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, утверждаемый Комитетом на очередной финансовый год. При этом в приказе комитета здравоохранения Курской области от 29.03.2019 года № 185, которым утвержден Программный реестр должностей, указано, что он распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
Таким образом, дата утверждения реестра должностей комитетом здравоохранения в данном случае правового значения не имеет, а значит, заявителем были соблюдены условия участия в программе.
Омбудсмен направил в комитет здравоохранения Курской области заключение о нарушенном праве гражданина. Тем не менее облздрав нарушение не признал, что стало поводом для обращения Уполномоченного в прокуратуру Курской области.
Надзорный орган подтвердил незаконность отказа комитета здравоохранения, указав, что несвоевременное утверждение им Перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2019 финансовый год, не может являться основанием для отказа заявителю в получении выплаты. В адрес председателя комитета здравоохранения Курской области прокуратурой было внесено представление.
К сожалению, на тот момент финансовый 2019 год уже закончился, поэтому прокуратурой И. было разъяснено, что признать его право на получение единовременной компенсационной выплаты и обязать комитет здравоохранения Курской области назначить ее возможно только в судебном порядке.
Сотрудником аппарата Уполномоченного заявителю было оказано содействие в подготовке искового заявления в суд. На днях суд удовлетворил требования гражданина.