6 июля Правительство Российской Федерации утвердило постановление о возможности авиакомпаний выдавать пассажирам ваучеры вместо возврата денежных средств за авиабилеты.
Однако уже за несколько месяцев до принятия указанного документа авиаперевозчики по собственной инициативе стали выдавать ваучеры в качестве компенсации за рейсы, отмененные из-за распространения коронавируса. Этот шаг обоснованно вызвал волну возмущения и критики среди населения, которое, в этот период находилось в не менее тяжелом финансовом положении, чем авиакомпании.
В мае 2020 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Курской области обратилась пожилая семейная пара из города Курска по вопросу возврата денежных средств за авиабилеты. Со слов заявителей, их рейс Москва-Иркутск отменили в связи с введенными карантинными ограничениями. На заявление пенсионеров о возврате стоимости проездных документов авиаперевозчик «Победа» уведомил, что деньги будут зачислены на их счет в личном кабинете, с которого можно до 1 июня 2021 года оформить покупку новых билетов. Заявители с этим не согласились, указав, что являются инвалидами второй группы, имеют множественные заболевания и до 2021 года не планируют пользоваться услугами авиакомпании. В интересах граждан омбудсмен обратился с ходатайством в Роспотребнадзор России.
В настоящее время, согласно принятому Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 №991, при угрозе чрезвычайной ситуации или при введении такого режима, а также при установке режима повышенной готовности авиакомпании могут отменить перелет и компенсировать его ваучером. Использовать его можно в течение трех лет, по прошествии которых перевозчик, в случае неиспользования ваучера, должен будет вернуть пассажиру деньги. Некоторые категории граждан могут получить средства и до этого срока, в частности инвалиды первой или второй группы, ветераны Великой Отечественной войны, лица, сопровождающие инвалида первой группы или ребенка-инвалида второй группы, многодетные семьи.
Уполномоченный по правам человека в Курской области считает, что данным документом риски бизнеса необоснованно перекладываются на пассажиров. По мнению Владимира Фирсова в данном случае было бы разумно выдавать ваучеры за билеты, приобретенные от имени юридических лиц, а для граждан предусмотреть данную процедуру только в случае их согласия.
Ранее проект Постановления Правительства о возможности авиакомпаний выдавать пассажирам ваучеры раскритиковали Роспотребнадзор России и Федеральная антимонопольная служба.
____________________________________________
Напоминаем, что в случае нарушения прав, вы можете обратиться к Уполномоченному по правам человека в Курской области Владимиру Владимировичу Фирсову лично в ходе приема, а также отправить свое обращение почтой по адресу: 305002, г. Курск, ул. Марата, 9, комн. 425, либо по электронной почте: upch_kursk@mail.ru
Телефон приемной омбудсмена: 8(4712) 51-24-10.