Из средств массовой информации Уполномоченному по правам человека в Курской области стало известно о возмущении жителей города Курска массовым внедрением ОП «КурскАтомЭнергоСбыт» расчётов по электронным квитанциям. Компания уведомила потребителей, что теперь для получения платежных документов на привычном бумажном носителе им нужно обратиться с заявлением. Как результат на прошлой неделе возле офиса ОП «КурскАтомЭнергоСбыт» на ул.Энгельса города Курска образовались огромные очереди из пожилых людей, которые пришли подать заявления, чтобы как прежде получать квитанции на бумаге.
По мнению Владимира Фирсова, данные действия ОП «КурскАтомЭнергоСбыт» являются незаконными и привели к массовому нарушению прав потребителей.
— Ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе). Пунктом 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 определено, что если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.
Кроме того, согласно типовому договору холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, утвержденному все тем же Постановлением Правительства РФ № 354, если способ доставки квитанций не указан сторонами в настоящем договоре, то доставка осуществляется по почтовому адресу жилого помещения потребителя, в отношении которого заключается настоящий договор, то есть на бумажном носителе. Исходя из указанных требований, инициировать изменение способа доставки платежных документов может только потребитель. Правовые основания для изменения способа доставки квитанций исполнителем коммунальной услуги на сегодняшний день отсутствуют, – считает омбудсмен.
В целях восстановления прав потребителей Уполномоченный по правам человека обратился в прокуратуру Курской области с ходатайством о проведении проверки.